VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015707
Тема: Проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения
Содержание
     ТЕМА: «Проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения»
     
     
     

     СОДЕРЖАНИЕ
     
     ВВЕДЕНИЕ										    3
     1. Основные положения о землях сельскохозяйственного назначения  6
     1.1. Понятие, земель сельскохозяйственного назначения			    6
     1.2. Типичные нарушения законов в области оборота сельскохозяйственных земель								  13
     2. Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения и их правовое значение и проблемы реализации на практике		            18
     2.1. Принцип сохранения целевого использования  земельных  участков   18
     2.2. Принцип установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица							           20
     2.3. Принцип преимущественного права субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных его законом, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов	          22
     2.4. Принцип преимущественного права других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности						          25
     2.5. Принцип установления особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов	 ……………………………………………….										           27
     Заключение								           31
     Список литературы								           37
     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования заключается в том, что для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим в целях продовольственной безопасности России, что ведет к недопущению выведения указанных земель из сельскохозяйственного оборота, а также осуществления застройки.
     Возвращение земельных ресурсов в последние десятилетия в гражданский оборот обусловило повышенный интерес к правовому регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения. Это напрямую связано с особыми свойствами земли, являющейся одновременно и уникальным природным объектом, и основой сельского хозяйства, базой для большинства отраслей экономики. В гражданском обороте земля рассматривается как недвижимое имущество и территория, на которой могут возводиться иные объекты недвижимости.
     Однако, несмотря на свою многогранную сущность, полифункциональность, земля в первую очередь должна восприниматься как часть природы, о чем свидетельствует, например, уже упоминавшаяся ст. 1 ЗК РФ, в которой закреплен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
     Объектом  выступают  отношения,  в  власти процессе оборота земель сельскохозяйственного назначения.
     Предметом   объекявляются  правовые ,  обязывающийрегулирующие  правового  земель сельскохозяйственного назначения,  правоприменения,  труды , касающиеся  темы.
     Целью настоящей работы является исследование оборота земель сельскохозяйственного назначения.
     Цель данной  обусловлена  следующими ами:
     1. Рассмотреть государственный суверенитет Российской Федерации через призму охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
     2. Изучить типичные нарушения законов в области оборота сельскохозяйственных земель;
     3. Определить принцип сохранения целевого использования земельных участков;
     4. Рассмотреть принцип установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
     5. Проанализировать принцип преимущественного права субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных его законом, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
     6. Рассмотреть принцип преимущественного права других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
     7. Изучить принцип установления особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
     Методологическая . Для  соблюдать достижения  выше  и  этом поставленных  были  общенаучные  познания: , индукция, , а также  частно- методы :  расположенных комплексный и  анализ,  моделирование, ,  собственностсравнительно-правовое, , формально-логическое  норм .
     Теоретическую  работы  закона  труды  ученых  также в  земельного,  права:  водный Г.А. , А.П. Анисимова,  стоимость В.П. , Г.С. Башмакова,  отнесенных С.А. , Е.С. Болтанова,  внесение Г.Е. , М.М. Бринчука,  категории Д.С. , В.А. Бурова,  преследуемых М.И. , Г.А. Волкова,ност С.Н. , В.В. Владимирова,  закона и др.
     Нормативную основу исследования составили Конституция РФ1, Гражданский кодекс РФ2, Жилищный кодекс РФ3, Земельный кодекс РФ4, Градостроительный кодекс РФ5 и другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
     Структура работы подчинена основной цели и задачам исследования и включает в себя список сокращений, введение, основную часть, объединяющую две главы, заключение и список использованных источников.
     

     1. Основные положения о землях сельскохозяйственного назначения
     1.1. Государственный суверенитет Российской Федерации через призму охраны и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
     В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяется две группы земель - "предоставленные для нужд сельского хозяйства" и "предназначенные для этих целей". В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяют следующее
     - сельскохозяйственные угодья;
     - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;
     - земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных и иных явлений;
     - земли, занятые замкнутыми водоемами;
     - земли под зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
     Статьей 1 Федерального закона установлены основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, которые должны учитываться и при совершении сделок с земельными участками из земель данной категории:
     1) сохранение целевого использования земельных участков;
     2) установление размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;
     3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
     4) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности в случае, если другие участники долевой собственности откажутся от покупки такой доли или не заявят о намерении приобрести такую долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;
     5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
     6) предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами.
     
      Однако точный состав этих двух групп земель не раскрывается ни в ЗК РФ, ни в Законе N 101-ФЗ6. Вместо этого в п. 2 ст. 77, п. 1 ст. 78, ст. 79, ст. 81 ЗК РФ перечисляются (выделяются), по сути, виды разрешенного использования земельных участков. Причем в их перечислении не просматривается какая-либо научная или научно-практическая классификация.
     В настоящее время в РФ отсутствует единый классификатор видов разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения. Приказом от 27 декабря 2006 г. N П/0425 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости "Об утверждении классификаторов и справочников, входящих в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной системы ведения государственного кадастра недвижимости" установлен классификационный код 141000000000 - "Земли сельскохозяйственного назначения"7. 
     Говоря о необходимости рационально использовать и охранять, беречь "как зеницу ока" (это слова В.И. Ленина) сельскохозяйственные земли, не следует пренебрегать и землями других категорий. Но состояние использования последних не так бросается в глаза чужестранцев, как использование пахотных земель. Например, болото оно и есть болото, лес также остается лесом, они веками мало зависят от влияния человека, недра же вовсе скрыты от человеческого взгляда.
     Слово "суверенитет" имеет настолько важное значение для Российского государства, что в Конституции Российской Федерации оно приводится четыре раза. Так, согласно п. 1 ст. 3 носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Согласно п. 1 ст. 4 суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
     В соответствии с п. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. А при вступлении в должность он согласно п. 1 ст. 82, в частности, клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства.
     В данных правовых нормах отсутствует словосочетание "территориальная целостность", однако оно подразумевается в понятии "государственная целостность", включающем, кроме того, еще и единство (целостность) государственной власти, означающее наличие в стране единой централизованной власти8. Однако М. Фуко не согласен с таким принципом суверенитета, как "единство государственной власти, поскольку оно невозможно логически, т.к. субъекты власти, как правило, выступают во множественном числе и ни один из них, за исключением монарха, не обладает автономией и верховенством над другими. Если суверенитет формируется не единой волей правителя... то ее источником может быть лишь признание, страх и уважение со стороны подвластных. Исходя из данной логики, Фуко предлагает "заменить понятие суверенитета власти на понятие "дисциплинарная власть" чтобы указать на основной реальный признак власти - возможность наказывать и принуждать"9.
     "Что означает суверенитет России в XXI веке?" - так ставит вопрос в своем Послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В.В. Путин. И отвечает: "Мы часто и много говорим сегодня об этом. В первую очередь достаточны собственные ресурсы страны. Могут меняться правящие партии, правительства, президенты, но не должны затрагиваться основы государства и общества, прерываться преемственность национального развития, пересматриваться вопросы суверенитета, обеспечения прав и свобод граждан"10. Вряд ли можно сказать лучше. Следует только подчеркнуть, что в "собственных ресурсах страны" самым главным ресурсом исторически были и остаются таковыми сегодня земли сельскохозяйственного назначения. Следующим важнейшим ресурсом развития, по справедливому мнению В.В. Путина, все больше становится человеческий потенциал. "Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше, и мы должны быть лучше в нравственности, в компетенциях, в работе, в творчестве", - отмечается далее в Послании.
     В заключение  в комментарии к данному Посланию корреспондент "Российской газеты" А. Зудин приходит к весьма правильному выводу: "Создание гарантий суверенитета открывает возможность для развития суверена - российского народа, преобразования его в современную политическую (гражданскую) нацию"11. Чтобы российский народ стал таковым, он в первую очередь должен иметь гарантию сохранения и преумножения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, поскольку только в таком случае он будет физически и духовно здоровым и способным воспроизводиться и конкурировать с развитыми странами во всех областях человеческой деятельности.
     Впервые классическая модель государственного суверенитета была употреблена в Вестфальских мирных договорах 1648 г. в контексте организации будущего политического устройства Европы, в рамках которых данная часть континента функционирует и поныне. В данной модели изначально основными признаками суверенитета были признаны: независимость в отношениях с другими государствами, единство государственной власти, неотчуждаемость и неделимость ни власти, ни территории.
     Далее события вокруг суверенитета разворачивались так: в зависимости от эпохи в завершающую часть определения суверенитета вносилось дополнение, отражающее то или иное актуальное историческое на данный момент событие. Например, наиболее показательным в этом контексте является определение Б.С. Крылова, данное в 1994 г.: "Суверенитет рассматривается как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внешнюю и внутреннюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права. Возрождение национальной государственности РФ позволяет взглянуть на теорию и практику реализации суверенитета с иных, чем прежде, позиций"12. Как видим, о территориальной целостности в определении нет даже намека. Зато упоминаются права человека и национальных меньшинств, по которым россияне в бытность СССР сильно истосковались. В 1966 г. во времена холодной войны, например, приоритетным для СССР в понимании суверенитета был лозунг сохранения мирного сосуществования. Это и отражено в диссертации Э.Л. Кузьмина: "Принцип суверенитета является краеугольным камнем мирного сосуществования и настолько тесно связан с ним, что одно не мыслится без другого. Нарушение суверенитета государств является в то же время нарушением и других принципов мирного сосуществования, таит в себе угрозу всеобщему миру. Напротив, упрочение мира ведет к укреплению суверенитета государств. И только при условии соблюдения принципа суверенитета можно сохранить и укрепить мир". Однако в его работе приводятся представления западных ученых о суверенитете. По его мнению, миф о вредности суверенитета покоится на ложных утверждениях о несовместимости мирного сосуществования с принципом суверенитета (У. Ростоу, М. Белов, Э. Ривс), о том, что война якобы является следствием суверенитета (Г. Кельзен, А. Юинг, Р. Ринау), на отождествлении суверенитета с военным потенциалом (В. Фридмэн); Ф. Шуман видит возможность достижения постоянного мира путем добровольного слияния суверенитетов, ценой мира считает суверенитет Г. Моргентау, предлагающий передать суверенитеты государств международной организации13.
     В том же 1966 г. защищает диссертацию Б.Л. Манелис. Ему в раскрытии сущности суверенитета представляется важным укрепить пошатнувшиеся позиции господствующего класса СССР при переходе политической власти от Н.С. Хрущева к Л.И. Брежневу. Он отмечает: "Осуществление политического господства в обществе возможно только в том случае, если господствующему классу в пределах территории государства принадлежит никем и ничем не ограниченное полновластие, если ему принадлежит монополия государственного властвования". Причем, по его мнению, "полновластие господствующего класса, обладающее такими свойствами, как постоянство, неделимость, неотчуждаемость, неограниченность, составляет сердцевину государственного суверенитета"14. Признавая ценным в его мнении акцентирование на территории, следует отметить, что такое понятие, как "советская демократия", при полновластии господствующего класса является фикцией. В отличие от СССР в нынешней России сувереном является многонациональный народ, что соответствует принципам подлинной демократии.
     Десятью годами ранее, в 1956 г., защищает диссертацию М.Д. Соловьев. В его время особенно актуальным является процесс послевоенного строительства социализма в ряде стран Восточной Европы. Поэтому в его понимание суверенитета четко вкраплена идея невмешательства стран капитала в процесс формирования социалистических стран. Он отмечает: "Будучи одной из качественных особенностей государства как субъекта международного права суверенитет, исключающий иностранное вмешательство в суверенные дела народа данного государства, создает необходимые политико-правовые условия, облегчающие прогрессивное развитие общества. Никогда еще в истории человечества, даже в самые бурные переходные эпохи, идеи суверенитета, борьбы за суверенитет не имели такого широкого распространения и значения как в современную эпоху, когда строительство социализма в ряде стран и замена порожденного капитализмом колониализма самостоятельностью ранее угнетенных народов опираются на суверенную волю народов, освобождающихся от классового и чужестранного гнета"15. Далее М.Д. Соловьев делает весьма прогрессивный и полезный для современной России вывод о том, что "государственный суверенитет может быть прочным лишь при наличии самостоятельной национальной экономики, которая является базой суверенитета, экономическим фундаментом независимости и служит материальной гарантией реальности суверенитета. Содержание суверенитета заключается в единстве и взаимодействии юридической, политической независимости и экономической самостоятельности". Лучше вряд ли можно сказать, что "экономическим фундаментом независимости и материальной гарантией реальности суверенитета" в любом государстве в первую очередь являются земли сельскохозяйственного назначения. Импортируя сельскохозяйственное продовольствие из-за рубежа, мы кроме отмеченных выше негативов, оплачивая ее своими кровно заработанными деньгами, кормим зарубежного фермера, укрепляем экономику его страны в ущерб плодородию собственных пахотных земель и собственной экономики. Тем самым сильно угрожаем сохранности суверенитета Российского государства. С нашей точкой зрения полностью согласуется мнение Т.С. Мелешкиной, которая отмечает: "Полнота суверенитета зависит от способности государства к абсолютной автономии в условиях полной изоляции от внешнего мира и от способности государственной власти к радикальному изменению общественных отношений. Важнейшим фактором стабильного государственно-правового развития Российского государства является обеспечение его экономического суверенитета, который проявляется в возможности государства самостоятельно и независимо строить свою внутреннюю и внешнюю экономическую жизнь"16.
     Имеется множество определений суверенитета в воззрениях отечественных и зарубежных ученых. Отличительной чертой взглядов современных авторов является то, что они стараются игнорировать такой признак суверенитета, как территориальная целостность. В этом контексте Н.И. Палиенко в 1903 г. весьма четко обозначает признак "территориальное верховенство": "Сфера государственной власти определяется территорией государства, т.е. пространственным пределом ее властвования, населением, живущим в пределах этой территории. и всей внешней стороной жизни населения, доступной правовому государству. Если мы называем какое-то государство суверенным, то этим мы выражаем, что оно обладает в пределах своей территории высшей и независимой властью. В этих пределах суверенная государственная власть не имеет ни равной себе, ни высшей над собой правовой власти. но сама господствует над всем и всякой другой правовой властью. Поэтому суверенитет часто и называют высшей, независимой территориальной властью"17.
     Более концентрированно это мнение в 1970 г. изложил Г. Мока: "Суверенитет - это уникальное полное и неделимое верховенство государственной власти в рамках территориальных границ и независимость этой власти во внешних отношениях"18. С его мнением удивительно согласуется мнение О.В. Васильченко: "Территориальная целостность Российской Федерации реализуется через наличие территории, в рамках которой реализуется государственный суверенитет. Выше власти Российской Федерации на всей ее территории не может быть ни одна другая власть"19.
     Еще далее в своем территориальном подходе к суверенитету продвинулся диссертант К.Э. Гарибян, отмечая, что "политико-территориальное измерение суверенитета предполагает анализ последнего в территориально-географической системе координат, выражая геоюридическое, геополитическое и географическое пространства функционирования государственной власти, т.е., условно говоря, те физические. и символические границы, в рамках которых реализуется суверенитет"20.
     Таким образом, охрана и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, занимающих почти треть территории страны, играют не только ключевую экономическую и социальную роль, но и являются краеугольным камнем сохранения государственного суверенитета Российской Федерации.
     
     2.2. Типичные нарушения законов в области оборота сельскохозяйственных земель
     Земли сельскохозяйственного назначения обладают особой социальной и экономической ценностью, так как являются основой важнейшей отрасли экономики - сельского хозяйства. В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ такими землями признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.
     В основном они используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.
     Эффективное и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, несомненно, одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед страной. Коренные перемены в земельном законодательстве, начавшиеся в ходе проведения земельной реформы и охватившие огромный пласт правоотношений в области сельского хозяйства, оказали серьезное влияние на формирование правового режима сельскохозяйственных земель. В последние годы было принято несколько нормативных правовых актов, которые составили правовую основу современного земельного законодательства в этой сфере.
     Так, 23 июня 2014 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"21, который вступил в силу с 1 марта 2015 г. и регулирует вопросы возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, обеспечивает прозрачность действия и равный доступ к земельным ресурсам, сокращает избыточные административные процедуры, устанавливает ограниченное число случаев предоставления земельных участков без проведения торгов.
     В целях вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, а также совершенствования порядка изъятия земельных участков при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации"22.
     Процессы национализации и приватизации земли, включение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, введение платности землепользования повлекли не только позитивные сдвиги, но и негативные последствия. Как показывает прокурорско-надзорная практика, существенное обновление федерального законодательства в сфере регулирования земельных правоотношений активизировало законотворческие процессы в субъектах Федерации, существенное обновление отраслевых региональных земельных законов.
     К типичным нарушениям законов  деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, выявленным в ходе прокурорских проверок, можно отнести издание правовых актов с нарушением требований закона. Типичные нарушения земельного законодательства:
     Практически повсеместно не принимаются меры по своевременному приведению указанных нормативных правовых актов в соответствии с изменившимся земельным законодательством. Многочисленные нарушения выявлены при проверке положений действующих административных регламентов по предоставлению услуг в рассматриваемой сфере.
     Зафиксированы нарушения установленных законом сроков и порядка рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, требований к предельным размерам и местоположению участков из земель сельскохозяйственного назначения23.
     Во многих субъектах Федерации распространены случаи нарушения законов при переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (ст. ст. 8, 77 - 80 ЗК, ст. 2 - 5, 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
     В Ленинградской области одной из городских прокуратур при проведении проверки установлено, что решениями Совета депутатов сельского поселения утверждены акты, которыми осуществлен перевод земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов. Поскольку в силу подп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК перевод находящихся в частной собственности земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, городской прокурор на указанные нормативные акты принес протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.
     Еще один пример. В Ростовской области прокурор одного из районов направил в суд заявление о признании незаконным Постановления главы сельского поселения, которым в нарушение ст. ст. 7, 8 ЗК, Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" изменено разрешенное использование земельного участка с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для ведения огородничества и садоводства". Решением суда требования прокурора удовлетворены.
     Распространены факты необоснованных отказов в предоставлении участков, изъятия и перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов и иных категорий.
     В другом субъекте Федерации одной из межрайонных прокуратур установлено, что глава крестьянского фермерского хозяйства обратилась с заявлением к главе сельского поселения о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду в целях выпаса скота. По результатам его рассмотрения заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с оформлением прав на него другим юридическим лицом. Однако в ходе проведения проверки было установлено, что этот земельный участок кому-либо в аренду не предоставлялся, никем не используется. В связи с этим межрайонный прокурор в адрес главы сельского поселения внес представление, которое удовлетворено.
     Распространены случаи ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления полномочий по взысканию платежей за земельные участки, предоставленные в аренду. Например, в одной из областей на 1 июля 2016 г. задолженность по арендным платежам за землю перед муниципальными образованиями составила 341 млн руб. При этом администрации муниципальных образований меры по взысканию задолженности принимали не всегда. В связи с этим прокуроры по этим фактам внесли представления, лицам, имеющим задолженность, объявили предостережения, информацию в отношении нескольких должников направили в органы полиции для использования в оперативной деятельности. По результатам работы проведено доначисление платы за аренду земельных участков, а также активизирована работа по взысканию задолженности.
     На состояние законности в сфере землепользования влияет и несовершенство законодательства.
     В целях совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению целесообразно сократить (с пяти до двух лет) срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства.
     Необходимо установить обязанность собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах государственного земельного надзора, указывающие на ненадлежащее использование или неиспользование такого земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд, приступить к использованию такого земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности на такой участок.
     За невыполнение этой обязанности собственник земельного участка может быть привлечен к административной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).
     


     2. Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения и их правовое значение и проблемы реализации на практике
     2.1. Принцип сохранения целевого использования земельных участков
     Раскрывая содержание этого принципа, некоторые ученые отмечают, что он предполагает обязанность стороны, приобретающей земельный участок сельскохозяйственного назначения, использовать его только для целей ведения сельскохозяйственного производства или иных целей, связанных с таким производством. Нарушение этого принципа является основанием для принудительного прекращения прав на земельный участок24.
     Для конкретизации его положений, кроме непосредственно норм Закона об обороте земель25, законодатель использует нормы Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", а также положения статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в которой содержится исчерпывающий перечень случаев перевода земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в другие категории. Таким образом, рассматриваемый принцип конкретизирует принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве, закрепленный в статье 1 ЗК РФ.
     Как отмечалось в научной литературе, принцип сохранения целевого использования земельных участков имеет декларативный характер и должен быть дополнен принципом долгосрочного планирования использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Необходимость разработки плана использования приобретенного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения будет являться действенным правовым механизмом, обеспечивающим внутрихозяйственную организацию его использования26.
     Между тем с таким подходом трудно согласиться, поскольку усиление бюрократизации (планирования, отчетности) землепользования не сможет повысить эффективность использования земли, тем более что реализация исследуемого принципа уже подтверждена судами.
     Так, суд установил, что оспариваемый договор аренды заключен между обществом и администрацией по результатам открытого аукциона в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения для складирования нерудных строительных материалов. Руководствуясь пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ и пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона об обороте земель27, суды пришли к выводу о том, что передача в аренду земель сельскохозяйственного назначения в целях складирования нерудных строительных материалов противоречит закону. При указанных обстоятельствах исходя из положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации суды сочли требования администрации Моргаушского района обоснованными, признав договор аренды земельного участка недействительным28.
     В другом деле суд отметил, что согласно статье 78 ЗК РФ и пункту 1 части 3 статьи 1 Закона об обороте земель29 принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение их целевого использования. Арендаторы земельных участков из состава этой категории земель обязаны использовать такие земельные участки в соответствии с целевым назначением этой категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению земель, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Предоставление сельскохозяйств.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44